Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым

"Детский сад №38 "Улыбка"

 

 

             

 

                   

 

НОД в средней группе

Тема: « По следам Маши »

 

 

 

          

 

 

 

 

 

 

                             Воспитатель:

                                Селяметова  В.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      г.Джанкой

                                       

 

Программное содержание:

·        Совершенствовать пространственную ориентировку:  впереди, на, за, под. Учить выделять признаки сходства и различия. Систематизировать знания о об объемных  геометрических фигурах: куб, шар. Продолжать учить различать части суток, учить детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга. Поддерживать интерес к играм математического содержания.

·        Развивать креативное мышление, творческое воображение, внимание, память, речь. Развивать умение понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно. Закреплять умение работать с раздаточным материалом. Развивать мелкую моторику рук.

·  Вызвать положительный эмоциональный , воспитывать отзывчивость и взаимопомощь

 

Материал и оборудования: Кукла Катя, мягкие игрушки: заяц, волк, медведь; круги разноцветные (12 штук-следы), ёлки ( большая и маленькая), карточки( ежами, с предметами и цифрами), дид. игра «Найди лишний предмет», коробка геометрическими объемных фигурами : шар и куб, дид. игра «Собери  тарелку» (из частей, разного цвета и размера),фишка «лягушка, колокольчик,  две птички, четыре шишки, три грибочка, поднос с угощениями.

 Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте ребята, меня зовут Венера Алиевна, я воспитатель детского сада «Улыбка».  Мы Машей пришли к вам в гости, я ей много рассказывала о вашем детском саде, как у вас здесь красиво и много хороших ребят. И она попросила меня привести её в ваш детский сад. Ой, где же она? Куда она пропала? Давайте её поищем, помогите её найти. Что же делать, как же быть?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А что это на полу?

Дети: Зеленые круги.

Воспитатель: А как вы думаете, как они могут нам помочь.

Дети: Может это следы Маши?

Воспитатель:  Да, эти кружочки похожи на следы.  Идемте по следам, ребята, а что это? (елки). Что вы можете рассказать о елках?

Дети: Две елки, они разные; одна высокая, другая низкая.

Воспитатель: А покажите как можно показать высокую елку, а низкую (по высоте показывают).  Что вы  еще видите на елки?

Дети: Мы видим птиц на вверху высокой елки, в середине высокой елки находятся шишки, а под елкой три грибочка. На верхушке 2 птицы, середине елки, 4 шишки, а под елкой 3 грибочка.

Воспитатель:   А кто спрятался за ёлкой?

Дети: Заяц.

Воспитатель: Здравствуй заяц, ты Машу не видал?

Заяц: Я занят! Машу не встречал.

Воспитатель: А что ты там считаешь?

Заяц: Я считаю яблоки,  собрался в гости к ежатам. Несу им яблоки, и никак не могу разобраться. А хватит ли им всем угощений?

Воспитатель: Заяц у меня здесь  хорошие помощники. Ребята, давайте поможем зайцу  посчитать? (работа за столами). Посмотрите  сколько ежей нарисовано  на карточке? (3) Выложите столько же яблок? Сколько ежей? (3) Сколько яблок выложил? (3). Прибежал еще один ёж, сколько всего стало ежей? (4). Ежей больше или яблок? Как сделать, чтобы было поровну?

Дети: Добавить одно яблоко. Нужно уравнять.

Воспитатель: Можно сказать, что у нас, одинаковое количество?

(ответы детей)

Воспитатель:   Заяц, вот теперь уж точно достанется всем ежам угощения.

Заяц: Ну, ребята спасибо большое, я все понял, вы мне очень помогли.

Воспитатель: (на ковре) А Машу, мы так и не нашли, что нам делать, куда идти дальше? ( ответы детей)

Воспитатель: Идем по следам друг за другом (сидит волк с коробкой). Здравствуй волк, ты Машу не встречал?

Волк: Коробку нашел, а Машу не встречал,  что с коробкой  можно сделать?

Воспитатель: Покажи нам, мы поможем. Ребята  вы не подскажите, как можно с ней поиграть. Как узнать, что лежит в коробке? Давай, те попробуем угадать? (ответы детей - потрясти, понюхать, посмотреть).

Воспитатель: А как узнать, что лежит в коробке не заглядывая?

Дети: Можно потрогать на ощупь.

(вызывает ребенка и просит определить какой  лежит там предмет )

Воспитатель: Есть какой-то предмет? Что это? (ответ ребенка). Достают из коробки и определяют тот ли  это предмет. Что у меня в руках? Как он называется? (куб), (из коробки достают  шар). Как называется этот предмет? Как одним словом назвать эти предметы? (объёмные геометрические фигуры). Посмотрите на эти объёмные геометрические фигуры, чем они отличаются? (по цвету, по форме, по размеру).

 Волк: Как интересно, а у меня есть интересная игра, можно с нею поиграть.

Воспитатель: Ребята по играем в игру «Найди лишний предмет»?

Игра «Найди лишний предмет»

 У нас фишка по имени «лягушка». Она будет показывать, какой предмет   лишний и почему?

 

 

 

Волк: Я вижу, что вы умные  и добрые.

Воспитатель: Ну что, делать дальше как найти Машу? (ответы детей)

(идут по следам, встречают медвежонка)

 Воспитатель: Здравствуй Мишутка, ты Машу не встречал?

Мишутка: Я мыл посуду, маме помогал. Машу не встречал

 а почему  с такой грустью,  уронил  тарелки и переломал всю посуду, как мне теперь  быть?      

Воспитатель: Не волнуйтесь, мы тебе поможем. И  ваши тарелки  соберем, соединим, склеим. (собирают тарелки по частям в парах за столом).

Мишутка: Спасибо вам большое.

 (На  кроватке спит кукла  Маша)

 Воспитатель: А вот и Маша, почему-то заснула. Маша, просыпайся, мы тебя потеряли, а ты здесь спишь. Ребята, расскажите Маши, когда спят люди? (ночью).  А утром чем мы занимаемся? (чистим зубы, делаем зарядку. завтракаем и идем в детский сад).

Воспитатель: Давай ребята, с Машей поиграем, игру называется «День, ночь». Пусть Маша хорошо запомнит, что люди делаю днем, а что ночью. Вы знаете такую игру, я напомню правила игры, у меня в руках колокольчик, если он поет, все гуляют. А если колокольчик  спит, то детки спят (сидя руки под голову). Играют. Маша, мы пришли посмотреть с тобой  детский сад. А ты спишь.

Кукла Маша: Я всю ночь пекла угощения для ребят. Вот и уснула.

Воспитатель: Ах, какая ты, молодец,  а где твои угощения? (на подносе выносит угощения). Вот вам угощения, угощайтесь на здоровья. Ребята, спасибо вам за помощь, вы умные, дружные ребята. А мы с Машей пойдём, в другие группы и посмотрим, какие там ребята.  До свидания!

 

 

 

 

 

 

Программное содержание:                            

Совершенствовать и закреплять сформированные у детей знания по ориентировке в пространстве, умения понимать схематичные изображения, уточнять и обобщать понятия «слева», «справа», «посередине». Формировать умение ориентироваться на ограниченной поверхности и листе бумаги: точка отсчета, движение в вертикальном, горизонтальном направлении по словесной инструкции. Развивать умение работать в группе, в парах, уважать мнение партнера, развивать навыки оценки и самооценки в работе.  Воспитывать интерес  к сказкам, умение сопереживать героям сказки,  желание помогать другим. Развивать положительные эмоции, интерес к результатам своей деятельности.  Учить детей понимать образное содержание сказки, закреплять умение составлять сказку на новый лад, способствовать самовыражению, развитию творчества через обыгрывание сюжета сказки. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Материалы и оборудование: косынка для сказочницы, индивидуальные карточки для шнуровки с персонажами, пирожки-карточки с заданием , яблоко-загадка,  мелкий строительный материал, схема-чертеж моста, карточки с изображением  избушек, листочек  в клетку, дидактическая игра «Математический коврик», карточка- комнаты Бабы-Яги, бублики, палочки счетные, аудиозапись: звуки леса и песни птиц, карандаш, ручка,  экран, проектор, презентация  с изображением иллюстраций из сказки.    

Воспитатель: Дети , а вы любите сказки?

Дети: Да!

Воспитатель: А какие сказки больше любите?

(ответы детей)

Воспитатель: Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки?(ответы детей)

Правильно, чтобы рассказывать своим детям. Учить в жизни различать  добро и зло.

 Воспитатель: И сегодня мы побываем в сказке, а в какой  вы сейчас узнаете. Закройте глаза (воспитатель одевает платочек на голову, музыка на экране)

Дети открывают глаза.( Cлайд №1)

Сказочница: Здравствуйте , я Сказочница,  собрались как-то отец с матерью на базар и наказывают дочери: “Не ходи со двора, береги братца”. А девочка побежала к подружкам, заигралась, загулялась и забыла про братца. Налетели гуси-лебеди и унесли братца. (Слайд №2)

Сказочница: Все верно, сказка называется «Гуси-лебеди

(за столами)

Посмотрите на столах лежат карточки для шнуровки?

Прочитайте, как называется карточка-шнуровка

Дети: « Гуси – лебеди»

Сказочница:  Посмотрите на лицевой сторону, и посмотрите на обратную сторону. Что вы видите? (ответы детей). Шнуровку вести надо  последовательно от персонажа  к персонажу сказки в том порядке как я вам скажу. Возьмите  волшебную веревочку верхнем правом углу  Гуси-лебеди, справа  и слева есть отверстия, вводим верёвочку в отверстия с обратной стороны слева от  Гуси –лебедя и выводим её на лицевую  сторону  шнуровки. Кого унесли гуси – лебеди?

Дети: Иванушку.

Сказочница:   Конец верёвочки ведем в отверстие, где нарисован Иванушка справой стороны. Выводим с левой стороны от   Иванушки.  Натягиваем два конца. Вот волшебная верёвочка соединила героев сказки.

Вспомните, кого Аленушка просила о помощи СНАЧАЛА, кого ПОТОМ?

Дети: Печку, яблоню, речку.

Сказочница: Наш маршрут следования по сказке Печка. Яблоня , Речка. Вводим волшебную  верёвочку в отверстие, сначала  печку слева на право, затем яблоню и потом речку. И что у нас получилось? Какую сказку изобразили?

Дети: Рамка  для обложки  сказки «Гуси-лебеди» .

Сказочница: Принесите и покажите, что у вас получилось, замечательные обложки  для нашей сказки.

 ( стоят на ковре)

Слайд №3  «Грустная Алёнушка»

 Сказочница: Ребята, посмотрите на экран.  Кого вы видите? (Аленушку). Какая она? (Грустная) Почему она грустная  как вы думаете? (Ответы детей). А давайте сделаем так, чтобы Аленушка повеселела, что мы можем сделать? ( ответы детей).

Сказочница: Нам нужно Иванушку срочно спасти, но ждут преграды  на нашем пути.  Не успели отойти вот и печка на пути. Обратись к  Печке так, как обращалась  Аленушка в сказке. (НА экране слайд №4  изображена печка, а перед ним  на подносе пирожок) .        

Ребенок: Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?      

Сказочница:  А печка отвечает : “Скажу, только выполните  мою просьбу: «Вот на подносе  пирожок не простой, а с заданием,   которое надо выполнить»  (за столами).  На столах у вас пирожок, переверните и посмотрите, что там нарисовано?                               

Дети: Три разноцветных круга: красный, желтый и зеленый, они все попарно пересекаются ). Надо, чтобы красный лежал слева  от желтого.  Круги одинаковые или разные? (Разные)  По каким признакам они  разные? (По цвету и размеру).  Скажите мне пожалуйста , какой круг лежит по серединке (желтый большой круг). Какой круг находится справа от желтого (зеленый маленький круг). Какой круг находится слева от желтого(красный маленький круг). Какой круг находится между красным и зеленым кругом( Большой желтый круг).

Задание: 

·        Положите красный квадрат, так чтобы он был внутри красного круга, но снаружи от желтого и зеленого.

·        Положите желтый квадрат так, чтобы он был внутри желтого круга, но снаружи от зеленого и красного.

·        Положите зеленый квадрат так, чтобы он был внутри зеленого, но снаружи от желтого и красного.

·        Сказочница: Какие квадраты находятся вне красного круга, вне желтого круга, вне зеленого круга?

·        Положите красный  квадрат так, чтобы он был одновременно внутри красного  и  внутри желтого круга.

·        Положите зеленый квадрат так, чтобы он одновременно был снаружи от красного , желтого и зеленого круга.

·        Какие квадраты лежат внутри красного круга, желтого  круга и зеленого круга?  Какие квадраты лежат вне красного , вне желтого. Вне зеленого?

Сказочница: Закройте глаза, я дотронусь до тех, кто сделал правильно,  а остальные проверти еще раз, и проверти  у  друг друга.   Вот на доске изображено правильно, вот так должны лежать квадраты.                                                                                                                  

Сказочница: Мы справились с заданием, молодцы!  Вот печка, дала табличку «Яблоня» (дети читают), ну что идем к Яблони (показывает на яблоню и висящими на ней яблоки).   Обратись к  Печке так, как обращалась  Аленушка  в сказке.                                                                                     

Ребенок: Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?         

Сказочница: Яблоня отвечает сначала сорви самое большое яблоко, но яблочко моё не простые, а с загадкой. Тогда и подскажу.

Сказочница: Загадка будет на экране, но сначала сделаем гимнастику для глаз, чтобы быть внимательными.

Мы посмотрим далеко,

Мы посмотрим близко,

Мы посмотрим высоко,

Мы посмотрим низко,

Мы посмотрим вправо, влево,

1,2,3, на экран посмотри.

На экране  слайд №5 три яблочка белой стороной к детям.  

Сказочница: Что вы видите на экране? (Яблоки) Сколько яблок на экране?(3)  Чем они отличаются друг от друга?(Размером). Где находится самое маленькое яблоко? (По середине). Справа от  маленького яблока, какое яблочко  находится (среднее яблоко). А где находится большое яблоко? (Большое яблоко находится слева от маленького  яблока). Послушайте загадку: Красное яблоко больше желтого, желтое яблоко больше зеленого, какое яблоко меньше всех? (зеленое, переворачивается картинка цветной стороной). А дети убеждаются в том, что ответ найден верно.

Слайд №6  Какое яблоко по середине?(желтое) Какое яблоко слева от желтого? Какое яблоко справа от красного? Справа от желтого? Слева от зеленого? Между красным и зеленым? 

Сказочница: Молодцы, справились, вот  Яблоня и отвечает. Есть рядом камень он и укажет вам куда идти дальше.

Слайд №7 (Дети читают на камне идти к речке. Слайд №8  (Картинка дорога  прямо). Закрывайте глаза мысленно пойдем по прямой  дороге. Слайд № 9  «Речка»     

Сказочница: Обратись к  Речке так, как обращалась  Аленушка в сказке.

Ребенок: Речка, речка, куда гуси-лебеди  полетели?

Сказочница: Речка отвечает, помогу вам,  но в начале постройте мост  для моей речки , материал строительный лежит  на столах рядом  и схема с чертежами. (Рассматривают чертежи и в парах строят мосты).  Я все ваши  макеты мостов  за фотографирую и передам  Речке, пусть она сама выберет  мост какой ей больше понравиться. А нам надо отправляться дальше, вдоль реки.  Смотрите какая здесь поляна ,  а давайте отдохнем , посмотрите что же здесь вокруг? (Цветы). А как нужно вести себя на полянке? (Нельзя рвать и топтать цветы). Присаживайтесь вокруг цветов и слушайте закрыв глаза. (звучит аудиозапись). Упражнения на релаксацию: Как  красиво поют песни птицы, качаются деревья, как  приятно пригревает нас солнышко, согрело руки, ноги, лицо и вам тепло,  и приятно, как все рады  Весне. Открывайте глаза, вам понравилось? А хотели бы вы записать песню птиц? Ну тогда садимся на свои места (за столами), я вас научу как можно с помощью палочек записать песню птиц. ).

Сказочница: Тогда слушайте, каким способом . У вас в тарелочке лежат полочки. Если  я называю короткое слово,  то выкладываем палочку вертикально,  а если слово длинное  горизонтально.

Слушайте песенку первая строчка:  Чик-чирик, чик –чирик,

                                 Вторая  строчка: Чик-чирик-чирик –чик,

                                 Третья строчка: Чик-чик, чирик-чирик.

Дети выкладывают:    I-I-           I--I             II--

Проверяем правильно ли записали пеню на доске, проверти и у друг друга. Сказочница предлагает спеть  первую строчку, а вторую кто споет, третью споем хором.  Вместе споем всю песню. Какая замечательная песня получилась. Птицы нам пропели , что Иванушка находится в избушке  у Бабы-Яги.

Сказочница: Ребята , вам предстоит догадаться, какая у неё была избушка?  На  столах у вас лежат карточки  с изображениями избушек.  Какие избушки изображены на карточке?  Посмотрите внимательно и  нарисуйте  карандашом ,какой избушке здесь нет? Но вначале сделаем пальчиковую гимнастику.

 Карандаш в руке катаю

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу       

Сказочница: Вы молодцы! Слайд №10. Быстро отыскали избушку, вот только Баба-Яга улетела, а избушку закрыла на секретный замок, а как можно попасть в избушку? (ответы детей, открыть ключом), но ключика нет, не знаю как нам поступить.  А можно нарисовать секретный  ключ, который может открыть все двери,  ну как вы согласны? Дети  берут листочки в клетку и ручку.

Графический диктант

Поставьте ручку на точку и неотрывная руки , рисуем по мою диктовку: Две клеточки вниз, две клеточки вправо, шесть клеточек вниз, две клеточки вправо, две клеточки вверх, одну клеточку влево, четыре клеточки вверх, две клеточки вправо, две клеточки вверх, пять клеточек влево. Получился  секретный  ключ. Слайд  №10 (на ковре)

Сказочница: Вот этот секретный ключ нам поможет  открыть замок

 (вбегает Баба-Яга)

 Баба-Яга: Это кто собирается открывать мой замок?

Сказочница: Здравствуйте, Бабулечка -Ягушечка,  верните  Иванушку домой, там Аленушке так расстроена и достанется ей от родителей.

Баба-Яга: Нет не отпущу!

Сказочница: Но что вы хочешь взамен за Иванушку?

Баба-Яга : Мне здесь скучно одной!

Сказочница:  Мы можем с вами поиграть в  любимую игру наших детей. Называется « Математический коврик», достает из коробки коврик и стелет на пол.

 Баба-Яга: Что за цветы?

Дети: Геометрические фигуры.

 Сказочница: Вот и в коробке фигуры.

Баба-Яга: И это что  за фигуры?

Дети: Объёмные геометрические фигуры

Баба-Яга: (достает и рассматривает и спрашивает у детей). Какая эта фигура, куб, а эта шар, параллепипед, обследует цилиндр и конус, а что общего у этих фигур?

Дети: У конуса и цилиндра одинаковое основание.

Сказочница: Посмотри , а чем же отличается конус от пирамиды?

Баба-Яга: Ничем!

Дети: А  основание них разное, у пирамиды основание квадратное. А у конуса круглое.  А еще у пирамиды есть  грани и вершина.

Сказочница: Ну, что разобрались, поиграем. Надо расставить на Математический коврик , объемные геометрические фигуры (тела) опираясь  на соответствующие им плоскостные фигуры, и не просто, а передвигаясь прыжками и кто сумеет не только собрать, но и сконструировать любое изображение. (Играют)

Баба-Яга: Да, было интересно, но Ваню не отпущу!

Сказочница :  А  чтобы совсем задобрить нашу Бабулечку-Ягушечку  по танцуем, танцевать любите?

 Баба-Яга: Очень!

 Сказочница :Ну тогда ребята с вами потанцуют.

 (звучит музыка «Я Яга-Яга-Яга», дети танцуют)

Баба-Яга: Ну спасибо, было интересно и познавательно. И  мне понравилось, что про меня тоже сочиняют песню, так и быть отдам вам Иванушку, но в начале помогите мне перестановку в комнате сделать приведите в порядок мою избушку!

Сказочница: Наши ребята всегда готовы помочь. (за столами: карточка избушка и печкой посередине )

Баба-Яга:  В центре хочу оставить печку , а остальное помогите вы мне  расставить.

Сказочница: Так,  ступа  с метлой пусть будут в правом нижнем углу,  левом верхнем углу  будет висеть полка с лампой, , портрет  справа верхнем углу  и нижним левом углу будет стоять кадка.

Баба-Яга: Вот теперь у меня порядок, ну ладно так и быть, отпущу Иванушку  домой.

Иванушка: Спасибо вам ребята, за то что вы спасли меня. Я так хочу домой к своему папе, маме и к Аленушке.

Баба-Яга: Ну давай сама тебя отведу к родителям. До свидания!

Сказочница:. Слайд №11 А тут и отец с матушкой вернулись с базара. Привезли Аленушке платочек, а Ванечке бублик, и нашим детям за старание -бублики вкусные.  А нам пора возвращаться домой. Закрывайте глаз ( звучит музыка, снимает платочек), ну что вы уже дома. Как в любой сказке, добро всегда побеждает. Вы ко всем персонажам  с добром обратились и они вам добром ответили. А сегодня у нас получилась новая сказка на новый лад.           

 

 

 

Комплекс утренней гимнастики

"Аэробика"

 

 

Средняя группа

 

Программное содержание:

·        Продолжать учиться ходить парами, не отставать от предстоящего соблюдая определенные интервалы во времени передвижения по кругу.

·        Развивать координационные способности у детей, используя общеразвивающие упражнения с разнообразными движениями.

·        Развивать у детей чувство ритма и двигательные способности: ловкость, гибкость, пластичность, красота и точность движений.

 

·        Воспитывать интерес к аэробике, поддерживать радостное чувство от совместных действий.

(Дети относятся по музыке: фонограмма)

I.                Вводная часть

   Ходить парами по кругу в среднем темпе.

   Ходьба парами на носочках руки на поясе.

   Ходить парами по кругу в среднем темпе.

   Ходьба парами на пятках руки на поясе.

   Ходить парами по кругу в среднем темпе.

   Ходьба парами приставным шагом руки лодочкой.

   Ходить парами по кругу в среднем темпе.

   Поскоки в паре продвигались вперед по кругу.

 

(Выполнения О.Р.У. в кругу парами)

II.          Общеразвивающие упражнения

«Часики»

- И.п. 1-наклонная голова в сторону, 2-и.п., 3-4 тоже в другую сторону -8 раз.

 

«Удивляется»

- И.и. тоже, 1- поднимание плеч, 2- вернутся в и.п. - 8 раз.

 

«Накачиваем кулачки»

- И.п.  тоже, 1-руки вперед сжимая и разжимая кулачки , 2-руки вверх сжимая и разжимая кулачки,  3-руки в сторону сжимая и разжимая кулачки,  4- руки вниз, сжимая и разжимая кулачки, - 8 раз.

 

«Приветствие»

- И.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон вперед вытянув руки вперед помахать друг другу вернутся в и.п. 6-8 раз.

 

«Цапля»

- И.п. ноги на ширине плеч, руки в сторону, 1- поднять одну ногу, 2-вернутся в и.п., 3-4 все тоже с другой ногой  - 8 раз.

 

«Качка»

- И.п. руки в стороны  ноги широко расставлены, 1- наклоны в сторону, 2- наклон в другую сторону – 6- 8 раз.

 

«Приседания»

- И.п. ноги вместе руки на поясе приседаем с поворотом в стороны  -8 раз.

 

«Прыжки»

 - И.п.  руки   на поясе   ноги вместе,  4 прыжка   назад,                   4 прыжка  вперед - 16 раз (с чередованием с ходьбой).

III.Дыхательные упражнения

 

- Вдох - поднимаем руки вверх, выдох - опускаем- 4р